Христиане и современный мир

Христиане и современный мир

Сорок лет назад мир, в котором я родился, был понятен и предсказуем. Зимой был мороз. Летом — жара. Многие люди работали всю свою сознательную жизнь на одном предприятии. На Западе человек мог к пенсии рассчитаться с ипотекой. В Советском Союзе — получить от государства в конце концов квартиру. СССР и США пополняли ядерные запасы, но все были уверены, что войны не будет — никому война не нужна.

Оглавление

Мир стремительно меняется

С тех пор мир изменился. Ядерными бомбами обладает теперь не одна страна, но в том числе и те, которые «не очень любят своих детей». В 80-е годы в мире происходило ежегодно около 120 природных катаклизмов. На сегодняшний день количество стихийных бедствий составляет уже около 500 случаев в год. В основном это связано с изменениями климата. Развитие искусственного интеллекта уже сегодня приводит к потере сотен тысяч рабочих мест. Причём страдают не только люди, занятые ручным трудом, но и многие, кто работает головой. Руки роботов и компьютерный мозг работают лучше и быстрее. Искусственный интеллект развивается такими темпами, что уже в ближайшие 20 лет сотни миллионов из нас станут ненужными.

Труд в современном мире

«Разрушены основания», — так говорили люди в разные времена на протяжении истории. Сегодня мы в очередной раз можем подтвердить этот факт. Какова наша реакция? Что сделает праведник? Думаю, ответ такой же, каким он был для царя Давида 3 000 лет назад: «Господь в святом храме Своём; Господь — престол Его на небесах, очи Его зрят; веки Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного» (Пс. 10:4–5). Бог всё ещё контролирует ситуацию. А ощущение, что её никто не контролирует, — всего лишь испытание. Но что же сделает праведник? Какой должна быть наша реакция? Как нам нести Благую весть в XXI веке? В Писании сказано: «Умоляем же вас, братья, более преуспевать и усердно стараться в том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благопристойно перед внешними и ни в чём не нуждались» (1 Фес. 4:10–12).

Мир во времена Апостола Павла

Для апостола Павла труд — нечто благородное, необходимое. Более того, он возводит его в ранг заповеди. Возможно, Павел полемизирует здесь с римским отношением к труду как уделу рабов, чему-то, что не пристало благородному человеку, или с философией римских «пролетариев», живших праздно, рассчитывавших на социальную помощь государства или подачки богатых патронов, использующих их в политической борьбе. Вторая возможность – кто-то из членов церкви злоупотреблял социальными программами церкви. Позволял себе жить за счёт других, не работая. Этому могло способствовать учение о скором пришествии Христа, которого Павел также касается в этой главе. В любом случае, Павел говорит, что не работать — это неправильно. Трудясь, человек ощущает свою ценность и «поступает благопристойно перед внешними». Работа делает человека полезным в глазах окружающих, что, как подчёркивает апостол, крайне важно. Павел исходит из предпосылки, что человек всегда может продать свой труд на рынке. Вряд ли он предполагал, что мир простоит до времён, когда развитие технологий сделает многие виды ручного и даже умственного труда невостребованными. Что делать человеку, чьи навыки, приобретённые годами, в одночасье становятся ненужными? Как исполнять заповедь: «Делать своё дело и работать своими собственными руками»?

Мы вступаем в эпоху, где людям придётся переучиваться несколько раз за жизнь, приобретать новые профессии, навыки. А что же будет с теми, кто не сможет? Кто позаботится о них? В Псалтири написано: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, — говорит Господь, — поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс. 11:6).

Мир и бедность

Исследования говорят о том, что хотя доля живущих в экстремальной бедности людей и сократилась в разы за последние пятьдесят лет, — около 700 млн людей в мире всё ещё должны сводить концы с концами, располагая менее чем двумя долларами в день. С другой стороны, мы наблюдаем, что неравенство между богатыми и бедными всё время растёт. Неумолимые статистические данные подтверждают, что богатые становятся богаче, а бедные — беднее. В Соединённых Штатах три самых богатых человека обладают таким же состоянием, как и беднейшая половина населения, вместе взятая. В таких странах, как Россия, Китай, Бразилия, картина примерно такая же или ещё хуже.

Причины растущего неравенства нетривиальны. Дело не только в том, что богатые передают своё богатство по наследству. Они передают по наследству навыки и знания, которые так важны и ценны в современной экономике. Образованные люди создают семьи с образованными людьми и дают своим детям лучшее образование. Одной из проблем является кризис семьи среди беднейших слоёв населения. Всё больше детей бедняков растут в семьях с одним родителем и не получают необходимых навыков, чтобы стать успешнее своих родителей. Таким образом, бедность становится ловушкой, из которой всё труднее выбраться.

В Псалме 11 говорится о том, что в ситуации, когда бедные попадают в ловушку, Бог стоит на стороне бедных. А на чьей стороне церковь?

Образование против бедности

Я убеждён, что в последующие 100 лет одним из главных ключей к борьбе с бедностью будет образование. В церкви всегда были и есть люди, посвящающие себя тому, чтобы у детей из бедных семей была возможность получить образование и вырваться из бедности. Приведу лишь два примера из множества.

Миссия «Евангелие для Азии» уже много лет ведёт проект «Мост надежды» (https://www.gfa.org/sponsorachild/). В рамках проекта открываются школы для детей бедняков Азии. Программа помогла более 75 000 детей получить школьное образование. Чтобы они могли в один прекрасный день получить хорошую работу и позволить себе покупать достаточно еды, достойную одежду, лекарства и другие предметы первой необходимости для себя и своих семей. Они ежедневно получают еду и проходят регулярные медицинские осмотры. Помимо этого, «Мост надежды» предоставляет детям возможность развивать таланты, которые им дал Бог.

Социальный центр в современном мире

В моей родной Эстонии верующие из эстонской лютеранской церкви «Вефиль» организовали социальный центр. Где помогают беспризорным детям и детям из неблагополучных семей (http://www.peeteli.com/sotskeskus/?lang=2). Главная цель центра — помочь детям в получении образования. Некоторым семьям, живущим в крайне плохих условиях, также предоставляют жильё. Для этого было даже переоборудовано само здание церкви. Дело в том, что многие дети из неблагополучных семей перестают ходить в школу. Часто причина элементарна: из-за того, что у детей нет возможности мыться дома, от них неприятно пахнет. Поэтому одноклассники издеваются над ними. За много лет в центре не раз видели изменённые жизни тех, кто окончил школу, устроился на работу, создал семью и живёт нормальной жизнью. И совершенно другая жизнь у тех, кто не закончил школу, стал наркоманом, алкоголиком, преступником, не дожив даже до тридцати лет. Церковь «Вефиль» заметила нужду и отреагировала на неё.

Бог говорит: «Ради бедных восстану». Именно поэтому, я думаю, такие проекты, как «Мост надежды» и социальный центр «Вефиль», должны стать приоритетом в распределении внимания и ресурсов церкви, если мы хотим быть на стороне Бога в мире неравных возможностей.

Автор: Игорь Райхельгауз

Источник: Журнал «Вера и жизнь», 5/2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

восемьдесят ÷ = восемь