Пандемия, история и Церковь

Пандемия, история и Церковь

На улице мало прохожих. Мы все сидим дома. Объявлена пандемия из-за коронавируса по всему земному шару. Но давайте взглянем в историю прошлых веков. Ведь мы можем взять примеры христиан, живших до нас, и перенёсших подобные сложности.

Каким образом малоизвестное, незначительное, движение Иисуса стало доминирующей религиозной силой в западном мире всего за несколько столетий?

“Подъем христианства” — это подзаголовок книги Родни Старка в которой исследуется ряд ключевых факторов, одним из которых является эпидемия чумы. Действительно, чтобы понять возникновение этого “малоизвестного, несущественного движения Иисуса”, нам нужно понять его замечательную реакцию на эпидемию чумы.

Здесь я кратко упомяну четыре пандемии в истории. И то, как христианская церковь отреагировала на них. Отмечая их примеры, давайте вдохновляться их верой. Хотя мы можем внести некоторые коррективы в наше собственное время и обстоятельства. Их стремление двигаться навстречу нуждающимся, проявляющееся в героической жертве, полностью соответствует Христу; мы не смеем быть менее жертвенными в любви, которую стремимся проявить. В то же время мудрость таких действий в наше время, когда мы сами можем быть носителями инфекции, требует тщательного обдумывания. Когда мы обращаемся к этим историческим примерам, пусть Дух Святой ведёт нас в нашей практической жизни христианина. Но пусть наши собственные души пробуждаются к вере, надежде и любви. И пусть мы – вместе с нашей собственной пандемией – проживём её с мудростью и следуя путём Иисуса перед миром, который наблюдает за нами.

Оглавление

Пандемия, Рим, Дионисий

Чума Киприана (249-262 гг. н. э.) была смертельной пандемией, которая в период своего расцвета вызывала в Риме свыше 5000 смертей в день. В то время как чума сильно ослабила Римскую империю, христианская реакция на нее завоевала восхищение и большее число последователей.

Дионисий, епископ Александрийский, сообщил:

Большинство наших братьев-христиан проявили безграничную любовь и верность. Никогда не жалели себя и думали только друг о друге. Не обращая внимания на опасность, они брали на себя заботу о больных, заботясь о каждой их нужде и служа им во Христе. И вместе с ними уходили из этой жизни безмятежно счастливыми. Из-за того, что они были заражены от других болезнью, навлекая на себя болезнь своих близких и радостно принимая их боли. Многие, ухаживая за другими и леча их, переносили их смерть на себя и умирали вместо них.

Это очевидное подобие Христа-принятие смерти для того, чтобы дать жизнь, — резко контрастировало с теми, кто находился вне Церкви. Дионисий продолжает:

Но с язычниками всё было совсем иначе. Они бросали тех, кто начинал болеть, и бежали от своих самых близких друзей. Они избегали всякого участия или общения со смертью, и всё же, несмотря на все их предосторожности, им было нелегко избежать её. (Евсевий, Еккл. ТСС. 7.22.7–10)

Эпидемии усиливают естественный ход жизни. Они усиливают наше собственное ощущение смертности и слабости. Они также усиливают возможности для проявления контркультурной, контр-обусловленной любви. Церковь приняла этот вызов во втором веке, завоевав как поклонников, так и новообращённых. Аналогичная динамика наблюдалась и столетие спустя.

Пандемия, Италия, Киприан

Старк считает, что христианское население в 251 году нашей эры составляло всего лишь около 1,2 миллиона человек. Это невероятное увеличение по сравнению со вторым веком, хотя церковь все еще представляла лишь крохотное меньшинство в империи. Парадоксально, однако, что ещё одна чума способствовала дальнейшему продвижению церкви.

Эта чума была иной (возможно, корь, хотя мы не уверены). Показатели смертности были такими же высокими, как и столетие назад. Города в Италии были заброшены, некоторые из них навсегда. Военная и римская инфраструктура были сильно ослаблены. Однако, опять, христиане заблистали посреди злоключения.

Киприан, епископ Карфагенский, сформулировал это так:

Насколько уместно, насколько необходимо, чтобы эта чума и язва, кажущаяся ужасной и смертельной, искала справедливость для каждого и исследовала разум человеческого рода; заботятся ли [здоровые] о больных, любят ли родственники друг друга, как им следует, не покидают ли врачи страдающих.

Язвы «исследуют» нас. Они открывают в нас или путь плоти (самосохранение) или путь Духа (самоотдача). Чума третьего века нашла в церкви духовных людей, желающих идти по пути своего Учителя.

Уровень смертности среди христиан был значительно ниже, чем среди населения в целом (возможно, около 10 процентов). Взаимная любовь братьев и сестер во Христе означала, что, с одной стороны, те, кто оказывал помощь, подвергались более высокому риску заражения. Но с другой стороны — те, кто был заражен, имели лучшие показатели выживаемости. Так как эти христиане сделали себя уязвимыми для смерти, на самом деле они обрели жизнь. Как только чума прошла, христиане стали сильнее. Они стали сильнее, как часть общества, так как большинство из них выжило. Они обладали большей жизнестойкостью, потому что у них была надежда перед лицом смерти.

Если вы хотите знать, как христианство перешло от малоизвестного и несущественного движения до общества, насчитывающего около 6 миллионов верующих к 300 г. н.э., Родни Старк расскажет вам: эпидемии чумы были огромным фактором.

Пандемия, Лютер, Виттенберг

Начиная с 14-го века, Черная смерть преследовала Европу. Всего за пять лет оно уничтожило половину населения, особенно в городских районах. Вспышки продолжали повторяться в следующие столетия, включая чуму, поразившую Виттенберга в 1527 году. Многие бежали, но Лютер и его беременная жена Катарина оставались заботиться о больных, ссылаясь на Евангелие от Матфея 25: 41–46: Мы должны уважать слово Христа: “я был болен, и ты не навещал меня. “Согласно этому отрывку, мы связаны друг с другом таким образом, что никто не может оставить другого в его беде. Каждый обязан помогать и помогать ему так, как он сам хотел бы, чтобы ему помогли.

Лютер говорил об обстоятельствах, когда бегство было разрешено, и, всегда сознавая нашу склонность к самоправедности, он предостерегал христиан не судить друг друга за разные решения. Но в письменном виде о своем собственном посвящении он отметил:

Мы здесь наедине с дьяконами, но Христос тоже присутствует, чтобы мы не были одни. Он восторжествует в нас над этим старым змеем, убийцей и автором греха, сколько он может жалить в пяту Христа. Молись за нас и прощай. (Письмо от 19 августа 1527 г.)

Обратите внимание, что и Сатана, и Христос имеют большое значение в мышлении Лютера. Сатана-убийца с самого начала (Лютер имеет в виду Бытие 3:15), и он стоит за чумой.

И все же Христос намного сильнее и гораздо более вовлечен. Он находится в тех, кто оказывает помощь, он (в соответствии с Матф. 25) в больных, и он в победе, которую церковь одержит над сатаной — победа, победе, которая включает в себя даже небольшое “избавление” от чумы. Лютер и Катарина выжили, и путь Иисуса был оправдан в этом напряженном испытании.

Чарльз Сперджен, Лондон

К 1850-м годам Лондон был самым могущественным и богатым городом в мире с населением более 2 миллионов человек. Вспышка холеры в 1854 году вселила страх в сердца лондонцев.

Чарльз Сперджен, которому в то время было всего 20 лет, приехал в столицу к пастору часовни на Нью-Парк-Стрит. Он будет вспоминать эту чуму как основное время обучения для себя, и для города.

Если и есть время, когда разум восприимчивый, то это время, когда смерть находится повсюду. Я помню, когда впервые приехал в Лондон, с каким волнением люди слушали Евангелие, потому что там свирепствовала страшная холера. Тогда уже почти не было насмешек.

Он рассказывает историю посещения умирающего человека, который ранее выступал против него:

 Этот человек при жизни имел обыкновение издеваться надо мной. Выражаясь резкими словами, он часто обвинял меня в лицемерии. Но едва он был поражен стрелами смерти, как стал искать моего присутствия и совета. Несомненно он чувствовал в своем сердце, что я слуга Божий, хотя и не хотел признавать это своими устами.

Зыбкий песок этого мира — это постоянная реальность — но для его (мира) оживления часто требуются бури. Сперджен видел язвы своего времени как бурю, которая заставила многих искать убежища в скале, Иисусе Христе.

Пандемия сегодня

Есть много факторов, которые отличают нашу эпоху от других. До появления современных больниц не было специализированной, профессиональной медицинской помощи. Более того, предыдущие поколения служили больным, не имея ни малейшего представления о том, как передаются их болезни. Сиделки могут быть носителями болезни, даже если они протекают бессимптомно. Когда объявлена пандемия самоизоляция может быть самым лучшим проявлением любви, дабы не заражать тех, кого мы стремимся любить. Хотя проявление любви может выглядеть по-разному в разных эпохах, целью все же должна быть — любовь, направленная Святым Духом, а не нашей эгоцентрической плотью.

Так что мы можем:

Указать на “зыбучий песок” мира, ясно выявляемый когда объявлена пандемия — слабость нашей плоти, неопределенность рынков(спроса), смертность всех нас.

Проповедовать и ценить Христа — скалу. Только Он один может и только Он один будет выдерживать бури.

Любить наших ближних, идти, во Христе, к нуждающимся, когда объявлена пандемия.

И пусть Богу будет угодно нам снова начать трудиться через это испытание, чтобы прославить имя Христа и расширить его царство.

Примечание редактора:

Эти четыре урока взяты из видео, снятого Гленом Скривенером. В нём представлены три дополнительных примера из церковной истории о христианах, стойких перед лицом пандемии. Глен Скривенер — рукоположенный служитель и евангелист, проповедующий Христа через письменные, устные и онлайн-публикации.

Переводчик: Виталий Горбашенко

Источник: The gospel coalition

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

× четыре = сорок