Дискриминация

Free slave

Дискриминация

Дискриминация — очень нехорошее слово. Оно вызывает в нас неприятный ассоциативный ряд. Никто не хотел бы подвергнуться дискриминации, никто не хотел бы быть обвинённым в ней. Однако в истории человечества она играет большую роль. Какую бы эпоху или страну мы ни взяли в качестве примера. Мы обязательно найдём дискриминационные законы и дискриминационное отношение.

Оглавление

Дискриминация и её древние формы

Дискриминация — это ограничение или лишение прав группы людей, объединённых по какому-либо социальному признаку. Степень дискриминации может быть очень разной: от перешёптывания за спиной и тыканья пальцем до физического насилия и убийства. Дискриминация бывает легальной, то есть не противоречащей закону, и бытовой, неофициальной. Люди подвергаются дискриминации по самому широкому спектру признаков: по гендерному (половому), национальному, возрастному, по инвалидности, чистоте крови, семейному положению, сословной принадлежности, владению капиталом и так далее.

Одной из наиболее древних форм дискриминации является дискриминация по гендерному признаку. Женщины в далёком (и не очень) прошлом не могли сами распоряжаться своей судьбой, являясь собственностью отца или мужа. Долгое время они были лишены многих юридических прав, имели ограничения в сфере образования и трудоустройства.

Дискриминация в Новом Свете

С открытием новых земель и созданием колоний связан другой вид дискриминации — по расовой принадлежности. Каждый из нас читал приключенческие романы Фенимора Купера и Майн Рида и, по крайней мере, из них знает о несправедливом отношении к коренному населению со стороны пришлых бледнолицых. «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу даёт представление о тяжёлом положении чернокожих рабов. Такие явления, как запрет на смешанные браки, возможность обучаться в высших учебных заведениях и занимать высокие должности, ограничение в избирательных правах, существовали ещё очень долго после ликвидации самых крайних проявлений дискриминации.

Дискриминация в Европе

Однако совсем необязательно было отправляться за тридевять земель, чтобы реализоваться в сфере ксенофобии. В каждом государстве, в котором помимо «титульной» нации существовала хотя бы ещё одна, возникали условия для реализации дискриминационных устремлений. Например, в России в середине XIX века русские дворяне были освобождены от воинской повинности, а польские – нет (Польша в то время входила в состав Российской империи). Тогда же была введена квота на поступление в высшие учебные заведения нерусских студентов. Сразу после окончания Второй мировой войны в Чехословакии начался дискриминационный процесс против немецкого меньшинства: лиц немецкого происхождения лишали гражданства, конфисковали их имущество, а затем принудительно выселяли из страны.

Можно вспомнить и геноцид армянского народа в Османской империи в 1915–1923 годах, о котором до сих пор ведутся споры. Подобные примеры бесконечны, однако же еврейская тема в этом контексте безусловно занимает первое место. О преследовании иудеев написаны сотни и сотни томов и будет написано ещё столько же. В принципе, всю историю Европы можно рассматривать через эту призму. Здесь будет и испанская инквизиция, и российская «черта осёдлости», и английский «Эдикт об изгнании». И французские гонения при короле Роберте II Благочестивом (как же иначе назвать-то такого короля!), и немецкий нацизм, и многое-многое другое.

Дискриминация по сословному положению

Можно быть и мононациональной страной, однако не страдать от отсутствия дискриминации. Классический пример — кастовое деление в Индии. Такая сословная градация зародилась ещё в далёкой древности, благополучно пережила века и существует по сей день. Несмотря на все усилия гуманистов, политиков, колонистов-капиталистов и «прогрессивное человечество». В то время как просвещённый мир на всех парах летел к равноправию. В России в 1887 году был принят циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный в народе «указом о кухаркиных детях». Сей документ рекомендовал директорам гимназий принимать детей только из обеспеченных семей, дабы сии учебные заведения были освобождены от «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Примером сословной дискриминации является положение рабов во всех странах, где рабство было или существует до сих пор.

Современные виды дискриминации

В наши дни, когда самые страшные дискриминационные законы вроде бы уничтожены, многочисленные виды дискриминации тем не менее существуют и процветают. Дискриминация по месту жительства (прописка или её отсутствие добавляют или отнимают некоторые права); по наличию определённых доку-ментов («без бумажки ты букашка»), например, паспорта, полиса медицинского страхования и даже карты скидок в ближайшем супермаркете; или по партийной принадлежности; по исповедуемой религии; по пресловутому «телефонному праву» (нужные связи, знакомства, «высокое» родство). И никуда от этого не деться.

Приветствия Апостола Павла к членам Церкви Его времени

Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
(которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте [верных] из дома Аристовулова.
Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
Ваша покорность [вере] всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
(Рим.16:1-24)

Единство христиан первого века

Размышлять о дискриминации меня заставила последняя глава в Послании к римлянам. Небольшая глава, в которой большую часть занимают перечисления имён неизвестных нам людей. Павел передаёт им свой привет, выражает любовь и признание. Поддерживает добрым словом и характеризует их с большой теплотой как верных христиан. Перечитайте эту главу, произнесите вслух эти имена: Фива, Прискилла, Акила, Епенет, Иродион, Трифена, Трифоса, Ур-бан, Руф, Флегонт. Непривычные языку сочетания букв заставят вас медленно проговаривать их вслух. Пристально вглядываться в текст — ведь легко ошибиться. А ещё надо «угадать» ударение!

Кто-то из них не один раз встречается на страницах Нового Завета. А кто-то только в конце вот этого послания. Кто эти люди? Как они пришли к вере в Спасителя? Какую роль играли в жизни апостола? Когда и при каких обстоятельствах с ним встречались? Чем помогли ему, и чем он помог им? Как закончили свой земной путь? На эти вопросы нет ответов.

Есть предположение богословов и историков-библеистов, основанное на многочисленных исследованиях, что здесь перечислены представители царского рода, высокопоставленные чиновники, ремесленники, торговцы, слуги и рабы. Здесь мужчины и женщины, молодые и весьма преклонного возраста. Семейные пары, холостяки, незамужние девицы, вдовы и вдовцы. Среди них – руководители христианских общин, проповедники, диаконы (и диакониссы!), рядовые члены церкви, новообращённые. Павел передаёт привет римлянам, евреям, грекам, персам.

Такие родные христиане

Мы не знаем этих людей. Между нами — две тысячи лет, 70 поколений, войны и мир, страны и народы, революции и перевороты, жизни и смерти. Но они — наши родные, наши близкие. Роднее, чем некоторые члены семьи, и ближе, чем некоторые друзья. Поскольку с какими-то друзьями и родственниками — к великому сожалению! — мы проведём вместе лишь миг на земле. А со Стахием, Амплием, Асинкритом, Олимпаном и Филологом будем жить вместе вечно.

Дружелюбный Павел разворачивает перед нами яркий спектр Церкви — собрание детей Божьих. Где нет различий по национальному, гендерному, сословному, имущественному, семейному признаку.

В общем, никакой дискриминации.

П. С. Стоит отметить, что Церковь — это собрание истинных верующих душ, тело Иисуса Христа. Не стоит Церковь сравнивать с какой-то одним течением христианства. Учение этой Церкви мы стараемся публиковать на страницах нашего сайта.

Очень кратко, скупо и неполно учение Церкви выражается Никео-Цареградским Символом веры. Вот его текст

Никео-Цареградский Символ веры

Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых
и жизнь будущую. Аминь.

Автор: Надежда ОРЛОВА

Источник: Журнал «Вера и жизнь», 4/2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

девяносто два ÷ = девяносто два