Иисус Христос Бог

Иисус Христос Бог

Прежде, нежели был Авраам, Я есмь, — сказал Иисус Христос в беседе с Иудеями. Это было стопроцентное утверждение Иисуса Христа о Себе как о Боге. Верим ли мы именно так в Иисуса Христа, как Господа и Бога нашего.

Самое главное, важное, сильное люди говорят не в подготовленных речах и докладах, а как бы между прочим, когда говорит само сердце. Например, слова Мартина Лютера Кинга: «I have a dream» (У меня есть мечта), ставшие крылатыми, сделались символом и лозун­гом движения за равноправие в США.

Только у Иисуса Христа, в отличие от людей, не было различия между словами обычными, разговорами ни о чём (у Него их просто не было) и беседами о Царстве Божьем. У Него всё и всегда было о самом главном. И в самый неожиданный момент Его слушатели вдруг слышали из Его уст потрясающие, никогда ранее не звучавшие слова.

Взаимоотношения между Иисусом Христом и фарисеями являются предметом изучения богословов и истори­ков. О них учёные пишут докторские диссертации. Имен­но в записанных в Евангелии от Иоанна дискуссиях между Иисусом и Его оппонентами мы можем найти много таких высказываний Иисуса Христа, которые никак не вписывались в представления людей того времени о Боге, Мессии, законе и Писаниях.

Прочтём отрывок из восьмой главы, с 12-го по 24-й стих. (Откройте, пожалуйста, Евангелие и положите рядом. Мы и далее будем обращаться к нему.) Остановимся на стихе 24: «Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших».

Обратите внимание на выделенные слова. Что они значат? Что имеет в виду Иисус, когда говорит, что людям нужно уверовать, что это Он, чтобы получить прощение грехов? Греческие слова «эго эйми» (Я ЕСМЬ), употребляющиеся здесь, соответствуют арамейским (Иисус говорил

с фарисеями по-арамейски) «ани уху», то есть «Я – это ОН». Это словосочетание близко по значению к имени Бога.

Иисус говорит фарисеям, что только тот, кто поверит Иисусу и Тому, за Кого Он Себя выдаёт (то есть за Бога), получит прощение грехов.

Продолжим чтение этой дискуссии. Прочтите из восьмой главы стихи 25–59. Особое внимание обратим на следующие слова: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь». То есть Иисус однозначно и определённо говорит о том, что Он – Бог. За что Его и распяли. Помните слова из Евангелия? Написано: «И ещё более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). Или здесь: «И первосвященник сказал Ему: „Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?“ Иисус говорит ему: „Ты сказал; даже говорю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных“. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: „Он богохульствует! На что ещё нам свидетели? Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется?“ Они же сказали в ответ: „Повинен смерти“» (Мф. 26:63–66).

Если мы говорим об апостолах, что они уверовали в Иисуса, то что это значит? В кого они уверовали? Кем был для них Иисус из Назарета? Читаем в книге Деяния апостолов: «Иисус сказал им: „Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли“» (Деян. 1:8). Иисус сказал, что они будут Его свидетелями: Его сущности и Его воскресения.

Приведём, как я уже говорил в начале нашей беседы, «случайные» слова некоторых свидетелей, дошедшие до нас.

Оглавление

ФОМА И ХРИСТОС

Все мы знаем Фому неверующего. Апостола Фому называли ещё «Дидим» (близнец). Он, согласно преданиям, был внешне очень похож на Иисуса. Выражение «Фома неверующий» (или неверный) стало нарицательным име­нем для человека недоверчивого. Однако таковым Фома не остался.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по бла­годати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». Предание говорит, что апостол Фома основал христи­анские общины в Иудее, Месопотамии, Парфии, Эфиопии

и Индии. Своё свидетельство о Христе и проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За об­ращение к Христу жены и сына индийского правителя города Мелиапора (Мелипура) апостол был заключён в темницу, где он долго подвергался пыткам. Там же его пронзили копьями, и он умер.

Как он говорит об Иисусе Христе, когда Тот является ему после Своего воскресения (помните, в какой день не­дели?) в первый день недели, то есть, по-нашему, в воскресенье: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

У Фомы сомнений больше не было: перед ним Тот, Кто сама Жизнь, ЯХВЕ.

Может быть, он вспомнил слова Учителя в беседе с Фи­липпом: «Филипп сказал Ему: „Господи! Покажи нам Отца – и довольно для нас“. Иисус сказал ему: „Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца“» (Ин. 14:8–9).

ИАКОВ И ХРИСТОС

Родной брат Иисуса Христа, сын Марии и Иосифа, пи­шет в своём Послании: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, находящимся в рассеянии: радоваться» (Иак. 1:1). Знатоки греческого языка мо­гут подтвердить, что отсутствие определённого артикля перед словом «Господа» говорит о том, что мы правильно читаем, если делаем следующее ударение: «Раб БОГА И ГОСПОДА Иисуса Христа».

Чтобы родной брат называл Иисуса Господом и Богом, должно было произойти нечто чрезвычайное. Эта вера, вера в Иисуса Христа, в Того, Кто Он есть, – дело Духа Святого. Поэтому даже брат поверил в Иисуса как в Бога. И только такая вера, как мы читаем из его Послания, сопровождаемая делами, – живая и спасающая.

Это имел в виду Иисус, когда говорил: «Уверуете в Меня, что Я есмь!» (Ин. 8:24, досл.).

ПËТР И ИИСУС ХРИСТОС

Апостол Пётр (Симон) родился в Вифсаиде, городе, расположенном на северном берегу Галилейского озера, в семье простого рыбака Ионы. Иисус называл его Симоном Иониным. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Пётр дал ему Иисус Христос. (Петрус – от греческого слова «камень» или «скала», соответствует арамейскому имени Кефа.)

В ночь ареста Иисуса Пётр, испугавшись слуг первосвященника, трижды отрёкся от своего Учителя. Но по­том раскаялся и был прощён. Пётр был первым, кто, не задумываясь, исповедовал Иисуса Христа Господом: «Ты Христос, Сын Бога живого». После вознесения Госпо­да апостол Пётр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал чудеса: воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных.

По преданию, Пётр нёс служение епископа в Риме. Во времена гоне­ний при императоре Нероне Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой. И это – по собственному желанию апостола, так как он считал себя недостойным умереть такой же смертью, как Иисус Христос.

В Священном Писании сохранились два его апостольских послания. Второе начинается значительными словами, показывающими, за Кого Пётр почитал Иисуса и как к Нему относился: «Симон Пётр, раб и апостол Иисуса Христа, – принявшим равно с нами драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножит­ся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:1–2).

Как бы между прочим Пётр го­ворит: «По благодати Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа мы обрели веру». Так кем же для него является Иисус Христос? Однозначно – Богом.

Ещё один текст из Первого послания Петра: «К этому-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страда­ния и последующую за ними славу» (1 Пет. 1:10–11).

Представляете, о чём здесь говорит Пётр? Для сравнения приведу текст из его Второго послания: «И при­том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакое пророчество в Писании нельзя разрешить самим собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле челове­ческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:19–21).

Что значат эти слова? Для Петра значат они то, что Дух Христа и Дух Святой – единая Личность. Так было ему открыто Духом Святым. Сомнений не было: для него Христос – Бог.

Пётр умер в 67-м (или 68-м) году после Рождества Христова. Как же тогда некоторые смеют утверждать, что учение о Божественности Иисуса Христа является поздним учением, привнесённым в христианство во вто­ром или даже в третьем веке?

ПАВЕЛ

Павел родился в Тарсе (на терри­тории современной Турции). Приблизительно в том же году, что и Иисус Христос. Учился в Иерусалиме у самого известного в то время богослова Гамалиила. Был в своё время гонителем Церкви (христиане назывались тогда последователями учения «Путь»). Потом, после личной встречи с Иисусом, после получения от Него откровения и поручения проповеди Евангелия, он служил Господу так, как никто другой ни до него, ни после него не служил.

Его миссионерские путешествия, аресты, наказания, порой очень жестокие, побивание камнями и в конечном итоге мученическая смерть в Риме – всё это показывает нам человека, убеждённого в своих словах, истинного свидетеля (свидетель –с древнегреческого переводится ещё как мученик).

Он многому учил, много написал. Но мне хотелось бы обратить внимание только на одно слово, сказанное как бы между прочим. Слова в про­щальной речи Павла эфесским пре­свитерам, записанные евангелистом и врачом Лукой в книге Деяния апо­столов, звучат так: «Итак, наблюдайте за собой и за всем стадом, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе кровью Своею» (Деян. 20:28).

Это показывает, во что верил апостол, как он относился к Иисусу Христу и что для него значили слова Иисуса Христа: «Уверуете в Меня, что Я есмь».

Послания Павла для меня – источник постоянного откровения. Например, его Послание к Титу. Личное послание-наставление сотруднику. Обратим внимание на три пары слов, совершенно определённо показывающих его понимание того, Кто для него Иисус Христос (Библию ещё не закрыли?): Тит. 1:3–4; Тит. 2:10, 13; Тит. 3:4–6. Апостол Павел, осознанно или нет, но по вдохновению Духа Святого три раза в этом небольшом Послании повторяет, что для него Спаси­тель Иисус Христос – Бог.

В Послании к римлянам Павел пишет (и тоже как бы между прочим) следующее: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки. Аминь» (Рим. 9:1–5). Обратили внимание на выделенные слова?

Напомню слова Иисуса Христа, о которых мы рассуждаем сегодня: «Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я (Спаситель, Бог ваш), то умрёте во грехах ваших».

Думаю, на основании приведённых текстов из Священного Писания и на примерах веры апостолов мы можем сделать следующие выводы.

Только такая вера, вера в Иисуса Христа как в Бога, – вера спасающая, и ею мы переходим из смерти в жизнь. Так говорит Иисус Христос.

Только такая вера делает нас при­частниками Божьего естества, и мы – жители Неба. Так говорит апостол Пётр.

Только такая вера даёт нам победу над этим миром. Так говорит апостол Иоанн.

Только такая вера посадила нас одесную престола Божьего на небесах в Иисусе Христе. Так говорит апо­стол Павел.

Только такая вера, вера живая, даёт нам власть над искушениями и грехом и производит в нас дела, достойные нашего Искупителя. Так говорит Иаков, брат Господа.

Верим ли мы так? Если да, то все наши мысли, слова и дела мы делаем в благоговении перед Ним и в послушании Слову Его. Если же нет – то мы не спасены. Бог призывает нас сегодня проверить свои сердца: в вере ли мы. Аминь!

Автор: Вальдемар Цорн

Источник: «Вера и жизнь» 2021/6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

девяносто три − = 84