Наиболее ранний пасхальный символ веры

holy-bible

Наиболее ранний пасхальный символ веры

Физическое воскресение нашего Господа Иисуса Христа в воскресенье, после Пасхи, — это сердце и душа христианства. Первые христиане смело свидетельствовали о воскресении, как об основном положении веры и бесспорном доказательстве божественности Иисуса. Без воскресения христианство мертво. Апостол Павел сказал об этом: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших!» (1 Кор 15:17).

Как и жестокое распятие, воскресение нашего Спасителя уходит своими корнями в реальную историю Бытия. Апостол Павел подтверждает историчность Бытия в 1 Кор 15:21–22: «Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».

Павел, несомненно, верил в реальность жизни Адама и в историчность грехопадения. В результате сознательного восстания Адама против своего Творца в мир вошли грех и смерть. Описывая событие Воскресения на достоверной основе Бытия, Павел проводит четкое разделение (и контраст) между Адамом и Господом Иисусом Христом. Адам внес в мир смерть, а Иисус принес жизнь.

В 47 стихе Павел продолжает: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба». Другими словами, Адам был сотворен Богом, а Иисус Христос Сам является Творцом всего сущего, Который обладает властью над жизнью и смертью.

Сегодня скептики часто осмеивают воскресение, считая его мифом, принятием желаемого за действительное и легендарным событием. Однако, воскресение — это реальное историческое событие, которое подтверждается чрезвычайно ранними, достоверными показаниями очевидцев. Самое раннее, исторически наиболее надежное свидетельство воскресения Иисуса задокументировано в первом официальном символе веры ранней церкви.

Оглавление

Символ веры и его содержание

Самый ранний текст символа веры содержит свидетельство о жертвенной смерти, погребении, воскресении и явлении Иисуса Христа после воскресения. Описание этих событий подробное и полно свидетельств многих очевидцев. В 1 Коринфянам 15:3–8 говорится:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как (некоему) извергу».

 Символ веры и его автор

Апостол Павел был первым, кто записал самый ранний символ веры. Именуемый так же Савлом из Тарса, он являлся преданным последователем фарисейского иудаизма до того, как принял Иисуса как Мессию. Фарисей, получивший религиозное образование у известного на то время раввина Гамалиила, Павел, без сомнения, может быть назван экспертом в области иудейских традиций и Писаний Ветхого Завета (Деяния 22:3).

Он был человеком, имевшим значительное социальное и религиозное влияние в иудейском обществе. Когда после смерти и воскресения Иисуса Христа христианство начало быстро распространяться, Павел жестоко преследовал ранних последователей Христа. В книге Деяния Апостолов Лука пишет, что Павел одобрительно относился к избиению, заключению в тюрьму и казни христиан. Однако во время своего путешествия в Дамаск для того, чтобы распространить жестокие религиозные гонения и на эту область, Павел удивительным образом воочию встретился с воскресшим Христом (Деяния 9:1–8).

В течение последующих нескольких дней после этой встречи, он принял крещение и начал проповедовать об Иисусе Христе как о Сыне Божьем, воскресшем из мертвых. Многие из ранних христиан скептически относились к преображению Павла и боялись его, сомневаясь в искренности его мотивов (Деяния 9:21,26). Он резко оставил свой относительно роскошный образ жизни, и начал распространять веру, которую прежде так жестоко преследовал и сознательно отвергал. Не получая никакой политической, экономической или социальной выгоды, Павел стал одним из самых великих миссионеров всех времен. В конце своего жизненного пути он пошел на смерть, проповедуя Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Символ веры и время написания

Многие ученые считают, что Павел написал 1 Коринфянам примерно в 55 году н.э., или примерно через 22 года после смерти и воскресения Христа. Джон А.Т. Робинсон, либеральный исследователь Нового Завета, провел тщательное исследование, в котором обнаружил веское историческое, текстовое и логичное доказательство, что весь Новый Завет написан в период между 40-м и 65-м годами нашей эры.1

В частности, книга Деяния Апостолов заканчивается тогда, когда Павел все еще находился в тюрьме. В результате, послание 1 Коринфянам должно быть написано еще раньше. Однако огромное количество исследователей считают, что самый ранний символ веры был составлен и начал проповедоваться менее чем через 5 лет после смерти и воскресения Христа. Ульрих Вилкенс пишет, что он, «несомненно, относится к самому древнему периоду истории раннего христианства».2 Иоахим Джеремиас утверждает — это «самое раннее из всех преданий».3 Герд Людманн, архискептик, придерживается того же мнения, полагая, что «составляющие части этой традиции должны датироваться первыми двумя годами после распятия Иисуса, …но не более чем тремя годами…»4

В свою очередь, скептик Майкл Гоулдер, относит текст «по меньшей мере, к тому, чему Павел был научен после его обращения в христианство, через пару лет после распятия Христа».5 Так же Томас Шиган считает символ веры, «вероятно, относящимся ко времени … в течение двух — четырех лет после распятия на кресте».6

Два других исследователя Нового Завета относят его текст даже к еще более раннему времени. Уолтер Каспер верит, что основа христианского вероучения могла использоваться уже менее чем через один год после распятия.7 Подобным образом Джеймс Д.Г. Данн пишет, что текст 1 Коринфянам 15 был составлен и проповедовался спустя лишь несколько месяцев после смерти и воскресения Иисуса.8 Если говорить с исторической точки зрения, символ веры был составлен, распространен и записан настолько рано, что говорить о мифе или легенде вообще не имеет никакого смысла.

Символ веры и официальное вероучение

Текст имеет все характеристики официального символа веры.9 Во-первых, Павел использует слова «передал» и «приняли», которые являются формальными раввинистическими терминами, указывая на то, что он передает священное предание. Во-вторых, грамматическая структура и стиль являются здесь характернымидля написания символа веры. В-третьих, в оригинальном тексте используется имя Кифа, что в переводе с древнееврейского/арамейского означает Петр. Использование подобного языка свидетельствует о невероятно раннем происхождении текста. В-четвертых, Павел приводит нетрадиционные фразы, такие как «он воскрес», «третий день», и «двенадцати». Это возвращают нас к самой первой, наиболее ранней стадии исторического христианства. В-пятых, стилизованное содержание и специфическое словообразование схожи со стилем арамейского и раввинистического повествования.

Историческая достоверность символ веры

Немецкий историк Ганс вон Кампенгаузен сказал: «Это описание соответствует всем требованиям исторической достоверности».10 Пинхас Лапид, один из немногих еврейских исследователей Нового Завета, полагает, что символ веры весьма достоверен и, его можно считать показанием очевидцев событий.11

Символ веры построен на свидетельских показаниях самых ранних христиан, а также Петра, Иакова и Павла. Вполне вероятно, что Павел подтвердил содержание символа веры, когда встретил Петра и Иакова в Иерусалиме через несколько лет после своего обращения в христианскую веру. Он документирует свое путешествие в послании к Галатам 1:18–19, где и использует очень значительное греческое слово — historeo. Это означает, что путешествие Павла в Иерусалим было историческим исследованием.11

Павел посетил Иерусалим для того, чтобы тщательно изучить свидетельские показания Петра и Иакова. Данный факт придает историчности символа веры огромную достоверность.

Ссылка на 500 свидетелей

Символ веры содержит утверждение, что Иисус явился более, нежели 500 человекам в определенный момент после Своей смерти. Ни в Евангелиях, ни в каком другом из посланий Нового Завета это событие не описывается. О нем также ничего не говорят и историки первого столетия. Скептики часто указывают на подобный недостаток подкрепления как на свидетельство того, что это событие на самом деле никогда не происходило. Однако, они совершают логическую ошибку, «аргументируя от молчания». Безосновательно ождать, что все писатели-современники задокументируют каждое отдельное историческое событие. Но наиболее важно здесь очень раннее происхождение символа веры, его конкретность и историческая достоверность. Он приглашает проверить свою истинность, упоминает двух бывших скептиков, и большая часть его содержания подтверждается другими историческим надежными источниками.

Символ веры в послании 1 Коринфянам 15, документирующий наибольшее количество явлений Иисуса, датируется более ранней датой, чем Евангелия. Очень важно отметить близость Павла во времени к этим показаниям очевидцев. В символе веры он пишет, что большая часть из тех 500 человек еще до сих пор живы. Либо Павел знал этих людей лично, либо он знал тех, кто был знаком с теми очевидцами. Лучше всего об этом говорит Доктор Гари Габермас: «Задумайтесь вот о чем: вы никогда не включили бы в свой рассказ подобную фразу, если бы не были абсолютно уверены в том, что эти люди могут подтвердить, что видели Иисуса живым. Я хочу сказать, что Павел фактически предлагает людям самим проверить эти показания очевидцев!»10

1Коринфянам 15 глава

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится – смерть,
27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
56 Жало же смерти – грех; а сила греха – закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Заключение

Символ веры в 1 Коринфянам 15 представляет собой очень раннее и исторически достоверное свидетельство телесного воскресения Иисуса Христа. Оно слишком раннее для развития легенды и основано на показаниях очевидцев. Более того, в нем приводятся свидетельства двух бывших скептиков, Иакова и Павла, которые, в конце концов, заплатили высокую цену за свою веру в Спасителя, которого они некогда отвергали.

В 1 Кор 15:45 говорится: «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий». Будучи последним Адамом, Христос победил грех и смерть, которые первый Адам принес в мир. Воскресение Христабыло поворотным моментом в истории человечества и надеждой на вечную жизнь для тех, кто доверился Ему как своему Господу и Спасителю. Знаменитый апологет Вильям Лейн Крейг убедительно показывает, что Воскресение Иисуса Христа является самым лучшим объяснением огромного количества исторических фактов, таких как погребение, пустая гробница, явления после смерти и происхождение веры учеников.

Так же Джеймс Патрик Холдинг, основательслужения «Tekton Apologetics Ministries», представляет 17 фактов, подтверждающих, что христианство не могло бы преуспеть в древнем мире, если бы не основывалось на неопровержимом доказательстве воскресения.

Это грандиозное событие подрывает всю философию натурализма/материализма,12 являющуюся основным принципом современного эволюционного рассуждения. Оно подтверждает тот факт, что Иисус Христос — второй Адам — есть Господь пространства, времени и истории — Творец Бытия — тот Бог, кем Он (и вся Библия) Себя провозглашает. По этой причине история вселенной, о которой Он четко учил, и в которую Он верил (такая, как реальность существования Адама и Евы, историчность Ноева Потопа и фактическая молодость земли13), подтверждается наиболее сильным способом, какой только можно себе представить.

Автор: Дэниел Андерсон (Daniel Anderson)

Источник: https://creation.com

 Ссылки:

  1.     Робинсон Джон A.T., Новое датирование Нового Завета, издательство Wipf & Stock Publishers, 2000.
  2.     Вилкенс Ульрих, Воскресение: Библейское свидетельство Воскресения: историческое исследование и объяснение, стр. 2, Сейнт-Эндрю, г. Эдинбург, 1977.
  3.     Джеремайас Иоахим, Пасха: самое первое предание и самое ранее толкование, Теология Нового Завета, стр.306, перевод Джона Боудена, издательство Scribner’s, Нью-Йорк, 1971.
  4.     Людманн Герд, Воскресение Иисуса, стр. 38, перевод Джона Боудена, издательство Fortress, Миннеаполис, 1994.
  5.     Гоулдер Майкл, Сооружение идеологии, лишенное фундамента, у Гевина Д‘Коста, редактор, Новый взгляд на Воскресение, стр.48, издательство Oneworld, Оксфорд, 1996.
  6.     Шиган Томас, Первое пришествие: как Царство Божье стало христианством (Нью-Йорк: издательство Random House, 1986), 118; сравните 110-111.
  7.     Каспар Уолтер, Иисус Христос, новое издание, стр. 25, перевод В. Грина, издательство Paulist, г. Мавах, 1976.
  8.     Данн Джеймс Д.Г. Вспоминая Иисуса, стр. 55, издательство Eerdmans, 2003.
  9.     Стробел Л., Аргументация в пользу Христа, стр. 229, издательство Zondervan, Гранд-Рапидс, Мичиган, 1998.
  10.     Стробел, ссылка 9, стр. 232.
  11.     Стробел, ссылка 9, стр. 231.
  12. Идея о том, что материя, энергия и физические законы—это все, что реально существует.
  13. Иисус постоянно учил о том, что люди существуют от начала сотворения (например, Марка 10:6-8, т.е. они появились не через миллиарды лет после образования земли, в конце какого-то бесконечно длинного процесса образования—эволюционного или какого-либо еще) .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

четыре + два =